ДЕКРЕТ О ВОСКРЕСНОМ ДНЕ И ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА
Учитывая количество сенсационных новостей, касающихся тайн папства, количество видеосюжетов, посвященных раскрытым планам Ватикана, многие исследователи Библии, интересующиеся историей и будущим христианства, набили оскомину этой темой. Вы слышали о том, что вот-вот, на днях, должны принять декрет о воскресном дне? По-моему лет двадцать назад кто-то писал об этом. И десять лет назад тоже…
Уверен, что Вальтер Вайс, Даг Батчелор и другие проповедники, выступающие против папства, имеют хороший мотив – показать, что история человечества подходит к своему апогею и подготовить верных христиан к будущему. И, к счастью, новости или наш интерес не помешают определенным событиям произойти в свое время. Но следует помнить, что многие на самом деле важные вещи происходят незаметно, тихо. О них не прокричат в новостях и не упомянут в проповеди. Но от этого эти события не становятся менее значимыми.
Одним из таких событий стало опубликование энциклики папы Франциска «Laudato si» (Славен Будь). Этот документ посвящен заботе о нашем общем доме – планете. Прочитав текст энциклики, даже самый заклятый враг папского престола сказал бы: «Как правильно написано! Какая актуальная, злободневная тема!».
И действительно выход этой энциклики, посвященной теме экологии, был замечен на многих католических сайтах, отмечен учеными-экологами, природозащитными организациями, но не стал громкой сенсацией, о которой бы говорили и писали все.
Насколько тема экологии волнует современных людей? В наших реалиях в лучшем случае многие задумываются над темой экологии, когда приходят очередные контролеры и пытаются взять штраф за нарушение каких-то там экологичных норм. Создается впечатление, что все они созданы также, чтобы каким-то образом поддерживать коррупцию и взяточничество в нашем обществе. Но на самом деле с планетой происходят страшные вещи. Только несколько фактов[1]:
- За 40 лет численность позвоночных животных – млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб – снизилась на 52 процента. По мнению специалистов WWF, в этом виноваты сами люди, которые для еды убивают слишком много животных.
- Численность пресноводных с 1970 года снизилась на 76 процентов.
- Численность диких животных в Южной Америке снизилась на 83 процента. Драматическое снижение численности популяций обитающих там животных вызвано вырубкой тропических лесов.
- Человечество потребляет ресурсов в 1,5 раза больше, чем должно.
- Планета задыхается. За 9 месяцев в году мы производим столько углекислого газа, на поглощение которого Земле необходим год.
- 3,5 млн человек умирают каждый год из-за проблем, связанных с водой
- Каждая восьмая смерть на Земле может быть связана с загрязнением воздуха.
- 9 млрд. кг мусора каждый год сбрасывается в океан, и большинство из всего этого – пластик.
- В 2012 году было насчитано 49 млн. тонн отходов электроники.
- Каждые 8 секунд от загрязненной воды умирает ребенок.
Можно ли что-то сделать, если дела так плохи? Стоит ли тратить на это ресурсы? Так все-таки, должна ли быть интересна эта тема тем, кто верят, что «… земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3:10)? Уверен, что верующие люди не мусорят, отдыхая на природе, не вырубают леса и не отравляют водоемы, но вряд ли посвящают всю жизнь борьбе за то, чтобы наша экосистема продержалась лишних 50-100 лет. Зачем? Ведь Пришествие Христа скоро. Планета не погибнет от экологического бедствия – так говорят пророчества. Зачем волноваться по этому поводу? Пусть волнуются постмилленаристы, которые собираются еще 1000 лет жить на планете. «Стоит жить в экологически чистых местах и следить за порядком вокруг», – думают некоторые. Этого, наверное, достаточно.
Тяжело поверить, что экология может стать одной из самых обсуждаемых тем для всего мира, а также для христиан. Именно знакомство с текстом энциклики убедило меня в этом. С этой, на первый взгляд безобидной, темы может начаться мощное наступление папства на религиозное меньшинство, исповедующие библейские принципы. Возможно эта статья не будет очередной сенсацией по поводу тайных планов Ватикана, но она призвана показать, что во всем мире идет основательная, серьезная подготовка к событиям, которые приведут мир к финалу. Нарушение фундаментальных прав человека может начаться с неожиданной стороны.
Итак, энциклика «Laudato si» – 184 страничный документ на тему экологии[2]. Как отмечается в одном католическом издании, название этому документу дали первые слова «Песни хвалы Богу в творениях» Св. Франциска. Это «…отражает важный аспект духовности понтификата папы, принявшего имя Ассизского Бедняка, – внимание к проблеме экологии и осознание ее духовной значимости»[3].
«Мы выросли, считая себя собственниками и владельцами, имеющими право на разграбление, – написано во вступлении. – Насилие, таящееся в раненом грехом человеческом сердце, проявляется, помимо прочего, и в симптомах болезни, которые мы замечаем в почве, в воде, в воздухе и в живых существах. Поэтому к беднейшим этого мира, к самым оставленным и терпящим насилие причислена и наша измученная, опустошенная земля… Мы забываем, что мы сами – земля (Быт. 2:7). Само наше тело состоит из элементов планеты, мы дышим именно ее воздухом, а ее вода поддерживает в нас жизнь и восстанавливает нас».[4]
Энциклика состоит из шести глав: «Что происходит с нашим домом», «Евангелие Творения», «Человеческие корни экологического кризиса», «Интегральная экология», «Некоторые ориентиры и линии действия», «Экологическое воспитание и духовность».
В этой статье мы обратим особое внимание на разделы 4 и 6.
Четвертый раздел называется «Интегральная экология». Почему интегральная? Что значит этот термин? Почему понтифик использует именно такое название?
Интегральная экология – «…новое направление науки, охватывающее не только вопросы физико-химического воздействия живых организмов и окружающей среды и не только социально-экономические проблемы природопользования, но и вопросы информационно-энергетического взаимодействия (курсив автора)».[5]
Если сказать проще, то новый подход к экологии подразумевает, что мы больше не можем рассматривать человеческое существование и состояние планеты в отрыве. Экологические нормы, правила, методы должны стать частью всего – политики, экономики, социальной жизни. На самом деле об этом уже некоторое время мечтают специалисты в сфере экологического права. Задача максимум, чтобы любые решения в любой сфере принимались с поправкой на экологию. К примеру, запрет на покупки и продажи, если взять экономику…
Если копнуть глубже, то рано или поздно вы столкнетесь с именем Кена Уилбера, современного ученого из США, который известен своим интегральным подходом и его обоснованием. Он «…последовательно интегрирует в единую систему разные точки зрения на Вселенную».[6] Он говорит о синергии, интегральной политике и интегральной духовности (!). Почему же папа Франциск решил упомянуть наработки интегрального подхода в сфере экологии? Ответ содержится в тексте энциклики:
«Сегодня анализ проблем окружающей среды неотделим от анализа человеческих, семейных, трудовых, городских условий и от отношения каждой личности к себе самой, что рождает определенный способ отношений к другим людям и к окружающей среде. Взаимодействие экосистем и разных сторон социального значения еще раз показывает, что «целое выше части»[7]».[8]
«Интегральная экология неотделима от понятия общего блага, принципа, играющего центральную и объединяющую роль в социальной этике. Общее благо – «совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществу, и отдельным его членам полнее и быстрее достигать своего совершенства»[9]».[10]
Судя по всему, нацеленность на интегральную экологию помогает Ватикану более конкретно говорить об общем благе и преимуществе целого над частью. То есть для того, чтобы сохранить наш общий дом, планету, некоторым группам людей можно и отказаться от своих частных воззрений, переступить через личные убеждения ради пользы всех.
Кстати, поиск такого «общего блага» характерен для всяких экуменических движений (в данном случае общим благом является синергия морального влияния объединенных религий, а также ожидание особых благословений Неба в ответ на единство верующих). Удивительно, но слова «экуменизм» и «экология» очень тесно связаны. Все они происходят от греческого «ойкос» (дом). В принципе идея единства (в том числе духовного) перед лицом экологических проблем несет очень позитивный «месседж» всему миру и кажется действительно хорошим ответом на проблемы общества.
Как уныло, как отстало на фоне этого «общего блага» будут выглядеть группы, которые отстаивают свои убеждения несмотря на всеобщую посвященность делу спасения планеты, на солидарность всех людей. Только стоит вопрос: а кто будет определять, что есть на самом деле «общее благо»?
Текст энциклики помогает определиться с этим задолго до того, как наступят события, которые заставят все мировое сообщество искать это «благо».
В контексте нашей темы позвольте процитировать только некоторые мысли папы из 2 и 6 разделов.
Первое, что можно предложить нашей планете в качестве «общего блага» – это своего рода реабилитация планеты, уважение к ритмам, заложенным при создании мира. Вот как папа Франциск комментирует это во 2 разделе «Евангелие Творения»: «Библейская традиция ясно утверждает, что эта реабилитация предполагает новое открытие и уважение ритмов, вписанных в природу рукой Творца. Например, это очевидно в законе о шаббате. В седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Бог повелел Израилю праздновать каждый седьмой день как день отдыха, шаббат (см. Быт.2:2–3; Исх.16:23; 20:10). С другой стороны, для Израиля и его земли было установлено раз в семь лет отмечать субботний год (см. Лев.25:1–4), когда земле предоставлялся полный отдых: люди не сеяли, а собирали только необходимое для выживания и гостеприимства (см. Лев.25:4–6). Наконец, по истечении семижды семи лет, то есть через сорок девять лет, отмечался юбилей – год всеобщего прощения и «год свободы на земле всем жителям ее» (Лев. 25:10)».[11]
Создается впечатление, что это цитата из литературы адвентистов седьмого дня. Ведь их основным аргументом в пользу универсальности субботнего покоя является история Творения, буквальное понимание первых 11 глав книги Бытие. Доводы, что Суббота – только для евреев – выглядят нелепо на фоне такой теологической поддержки с амвона собора Св. Петра. Но самое интересное – в 6 разделе, где описаны конкретные предложения как изменить ситуацию, как вернуться к «ритмам», заложенным при Творении. Тут возобладал «классический» подход к теме Субботы: «В воскресенье участие в Евхаристии имеет особое значение. Этот день, как и иудейская Суббота, предлагается как день исцеления отношений человека с Богом, с самим собой, с другими людьми и с миром. Воскресенье – это день Воскресения, «первый день» нового творения, первые плоды которого – воскресшее человечество Господа, являющееся гарантией окончательного преображения всей сотворенной действительности. Кроме того, этот день возвещает «вечный покой человека в Боге». Таким образом, христианская духовность объединяет значение отдыха и праздника… Закон еженедельного отдыха обязывал воздерживаться от работы в седьмой день, «чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:12). Этот отдых оказывается расширением кругозора, которое позволяет вновь признать права других. Так день отдыха, центром которого является Евхаристия, распространяет свой свет на всю неделю и поощряет нас к заботе о природе и о бедных».[12]
В принципе ничего удивительного, похожую перемену субботы на воскресенье можно встретить и в других документах. Но настораживает общий контекст, в котором сделан этот ход, так как вопрос святости воскресенья переходит из теологической сферы в сферу социальную, политическую, становится вопросом «общего блага» в рамках очень позитивной и объединяющей темы – спасения нашей планеты.
Я уверен, что все еще есть люди, рассматривающие будущие гонения верных Библии христиан в романтическом свете: «Весь мир будет не прав, а мы, с Библиями руках, будем указывать другим на их теологические просчеты…» Судя по удачно выбранному Ватиканом обрамлению, будущие события будут иметь чуть другую окраску, где небольшая группа отставших, недалеких сектантов будет в противовес здравому смыслу, общему благу, планетарной солидарности и заботе друг о друге отстаивать свои воззрения, как бы получившиеся в результате слишком придирчивого, буквального прочтения древних библейских текстов.
Кроме этого, никто не будет выставлять это борьбой с Декалогом. Наоборот, понтифик в заключении к энциклике так красиво пишет: «Да, мы совершаем путешествие к субботе вечности, к новому Иерусалиму, к небесному общему дому»[13]. Такие «поклоны» в сторону Субботы призваны ослабить аргументацию тех, кто обвиняет Ватикан в нарушении Божьего Закона.
О связи озабоченности состоянием окружающей среды и декрета о воскресном дне ясно пишется в книге «Великая Борьба», открывающей суть многих потрясающих событий, которые ждут планету в будущем: «Чтобы собрать жатву погибающих душ, сатана действует также и через природные стихии. Он изучил тайны природы и прилагает все силы, чтобы овладеть ее стихиями… Представляясь людям как великий врач, который желает и может исцелить все их недуги, он принесет болезни и бедствия, и многолюдные города превратятся в опустевшие груды развалин. Он и теперь уже занят этой работой. Несчастные случаи, бедствия на воде и на суше, страшные опустошительные пожары, свирепые ураганы, ужасные бури с градом и шквальным ветром, наводнения, циклоны, землетрясения и гигантские волны «цунами» – в разных местах и формах он проявляет свою силу. Он уничтожает урожай, голод и бедствия следуют за ним. Он заражает воздух смертоносной заразой, и тысячи погибают от эпидемий. Подобные губительные бедствия будут становиться все более частыми и разрушительными. Смерть настигнет и животных, и людей…».[14]
«Затем великий обманщик постарается убедить людей в том, что именно те, кто служат Богу, стали причиной этих бедствий… Будет объявлено, что люди, пренебрегающие воскресным днем, оскорбляют Бога; что этот грех и вызвал бедствия, которые не прекратятся до тех пор, пока повсеместно не установят празднование воскресенья; и что соблюдающие четвертую заповедь тем самым уничтожают в людях почтительное отношение к воскресному дню, смущая народ и лишая его Божьих благословений (курсив автора)…».[15]
«Чтущих Закон Божий будут обвинять в том, что они навели суды Божьи на мир, на них будут смотреть как на виновников ужасных стихийных бедствий, вражды, кровопролития, которые наполнят всю землю страданием»[16].
Эта книга не только показывает события будущего, но и указывает на контекст, в котором все это будет происходить. Нам нужно понять, что защищая святость Субботы, библейские христиане будут выглядеть защитниками истины только в своих глазах. В глазах всего остального мира это будет группа людей, которая вызывает презрение, раздражение своим буквоедством, это будут те, из-за которых погибнут десятки тысяч мирных жителей нашей планеты, те, кто лишают мир благословений Божьих. Они будут вызывающими отвращение общества «недоразумением», протестующим против общего блага. Такая эмоциональная сторона последней битвы может стать неожиданностью для тех, кто усиленно готовятся к теологической дискуссии.
Учитывая количество сенсационных новостей, касающихся тайн папства, количество видеосюжетов, посвященных раскрытым планам Ватикана, многие исследователи Библии, интересующиеся историей и будущим христианства, набили оскомину этой темой. Вы слышали о том, что вот-вот, на днях, должны принять декрет о воскресном дне? По-моему лет двадцать назад кто-то писал об этом. И десять лет назад тоже…
Уверен, что Вальтер Вайс, Даг Батчелор и другие проповедники, выступающие против папства, имеют хороший мотив – показать, что история человечества подходит к своему апогею и подготовить верных христиан к будущему. И, к счастью, новости или наш интерес не помешают определенным событиям произойти в свое время. Но следует помнить, что многие на самом деле важные вещи происходят незаметно, тихо. О них не прокричат в новостях и не упомянут в проповеди. Но от этого эти события не становятся менее значимыми.
Одним из таких событий стало опубликование энциклики папы Франциска «Laudato si» (Славен Будь). Этот документ посвящен заботе о нашем общем доме – планете. Прочитав текст энциклики, даже самый заклятый враг папского престола сказал бы: «Как правильно написано! Какая актуальная, злободневная тема!».
И действительно выход этой энциклики, посвященной теме экологии, был замечен на многих католических сайтах, отмечен учеными-экологами, природозащитными организациями, но не стал громкой сенсацией, о которой бы говорили и писали все.
Насколько тема экологии волнует современных людей? В наших реалиях в лучшем случае многие задумываются над темой экологии, когда приходят очередные контролеры и пытаются взять штраф за нарушение каких-то там экологичных норм. Создается впечатление, что все они созданы также, чтобы каким-то образом поддерживать коррупцию и взяточничество в нашем обществе. Но на самом деле с планетой происходят страшные вещи. Только несколько фактов[1]:
- За 40 лет численность позвоночных животных – млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб – снизилась на 52 процента. По мнению специалистов WWF, в этом виноваты сами люди, которые для еды убивают слишком много животных.
- Численность пресноводных с 1970 года снизилась на 76 процентов.
- Численность диких животных в Южной Америке снизилась на 83 процента. Драматическое снижение численности популяций обитающих там животных вызвано вырубкой тропических лесов.
- Человечество потребляет ресурсов в 1,5 раза больше, чем должно.
- Планета задыхается. За 9 месяцев в году мы производим столько углекислого газа, на поглощение которого Земле необходим год.
- 3,5 млн человек умирают каждый год из-за проблем, связанных с водой
- Каждая восьмая смерть на Земле может быть связана с загрязнением воздуха.
- 9 млрд. кг мусора каждый год сбрасывается в океан, и большинство из всего этого – пластик.
- В 2012 году было насчитано 49 млн. тонн отходов электроники.
- Каждые 8 секунд от загрязненной воды умирает ребенок.
Можно ли что-то сделать, если дела так плохи? Стоит ли тратить на это ресурсы? Так все-таки, должна ли быть интересна эта тема тем, кто верят, что «… земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3:10)? Уверен, что верующие люди не мусорят, отдыхая на природе, не вырубают леса и не отравляют водоемы, но вряд ли посвящают всю жизнь борьбе за то, чтобы наша экосистема продержалась лишних 50-100 лет. Зачем? Ведь Пришествие Христа скоро. Планета не погибнет от экологического бедствия – так говорят пророчества. Зачем волноваться по этому поводу? Пусть волнуются постмилленаристы, которые собираются еще 1000 лет жить на планете. «Стоит жить в экологически чистых местах и следить за порядком вокруг», – думают некоторые. Этого, наверное, достаточно.
Тяжело поверить, что экология может стать одной из самых обсуждаемых тем для всего мира, а также для христиан. Именно знакомство с текстом энциклики убедило меня в этом. С этой, на первый взгляд безобидной, темы может начаться мощное наступление папства на религиозное меньшинство, исповедующие библейские принципы. Возможно эта статья не будет очередной сенсацией по поводу тайных планов Ватикана, но она призвана показать, что во всем мире идет основательная, серьезная подготовка к событиям, которые приведут мир к финалу. Нарушение фундаментальных прав человека может начаться с неожиданной стороны.
Итак, энциклика «Laudato si» – 184 страничный документ на тему экологии[2]. Как отмечается в одном католическом издании, название этому документу дали первые слова «Песни хвалы Богу в творениях» Св. Франциска. Это «…отражает важный аспект духовности понтификата папы, принявшего имя Ассизского Бедняка, – внимание к проблеме экологии и осознание ее духовной значимости»[3].
«Мы выросли, считая себя собственниками и владельцами, имеющими право на разграбление, – написано во вступлении. – Насилие, таящееся в раненом грехом человеческом сердце, проявляется, помимо прочего, и в симптомах болезни, которые мы замечаем в почве, в воде, в воздухе и в живых существах. Поэтому к беднейшим этого мира, к самым оставленным и терпящим насилие причислена и наша измученная, опустошенная земля… Мы забываем, что мы сами – земля (Быт. 2:7). Само наше тело состоит из элементов планеты, мы дышим именно ее воздухом, а ее вода поддерживает в нас жизнь и восстанавливает нас».[4]
Энциклика состоит из шести глав: «Что происходит с нашим домом», «Евангелие Творения», «Человеческие корни экологического кризиса», «Интегральная экология», «Некоторые ориентиры и линии действия», «Экологическое воспитание и духовность».
В этой статье мы обратим особое внимание на разделы 4 и 6.
Четвертый раздел называется «Интегральная экология». Почему интегральная? Что значит этот термин? Почему понтифик использует именно такое название?
Интегральная экология – «…новое направление науки, охватывающее не только вопросы физико-химического воздействия живых организмов и окружающей среды и не только социально-экономические проблемы природопользования, но и вопросы информационно-энергетического взаимодействия (курсив автора)».[5]
Если сказать проще, то новый подход к экологии подразумевает, что мы больше не можем рассматривать человеческое существование и состояние планеты в отрыве. Экологические нормы, правила, методы должны стать частью всего – политики, экономики, социальной жизни. На самом деле об этом уже некоторое время мечтают специалисты в сфере экологического права. Задача максимум, чтобы любые решения в любой сфере принимались с поправкой на экологию. К примеру, запрет на покупки и продажи, если взять экономику…
Если копнуть глубже, то рано или поздно вы столкнетесь с именем Кена Уилбера, современного ученого из США, который известен своим интегральным подходом и его обоснованием. Он «…последовательно интегрирует в единую систему разные точки зрения на Вселенную».[6] Он говорит о синергии, интегральной политике и интегральной духовности (!). Почему же папа Франциск решил упомянуть наработки интегрального подхода в сфере экологии? Ответ содержится в тексте энциклики:
«Сегодня анализ проблем окружающей среды неотделим от анализа человеческих, семейных, трудовых, городских условий и от отношения каждой личности к себе самой, что рождает определенный способ отношений к другим людям и к окружающей среде. Взаимодействие экосистем и разных сторон социального значения еще раз показывает, что «целое выше части»[7]».[8]
«Интегральная экология неотделима от понятия общего блага, принципа, играющего центральную и объединяющую роль в социальной этике. Общее благо – «совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществу, и отдельным его членам полнее и быстрее достигать своего совершенства»[9]».[10]
Судя по всему, нацеленность на интегральную экологию помогает Ватикану более конкретно говорить об общем благе и преимуществе целого над частью. То есть для того, чтобы сохранить наш общий дом, планету, некоторым группам людей можно и отказаться от своих частных воззрений, переступить через личные убеждения ради пользы всех.
Кстати, поиск такого «общего блага» характерен для всяких экуменических движений (в данном случае общим благом является синергия морального влияния объединенных религий, а также ожидание особых благословений Неба в ответ на единство верующих). Удивительно, но слова «экуменизм» и «экология» очень тесно связаны. Все они происходят от греческого «ойкос» (дом). В принципе идея единства (в том числе духовного) перед лицом экологических проблем несет очень позитивный «месседж» всему миру и кажется действительно хорошим ответом на проблемы общества.
Как уныло, как отстало на фоне этого «общего блага» будут выглядеть группы, которые отстаивают свои убеждения несмотря на всеобщую посвященность делу спасения планеты, на солидарность всех людей. Только стоит вопрос: а кто будет определять, что есть на самом деле «общее благо»?
Текст энциклики помогает определиться с этим задолго до того, как наступят события, которые заставят все мировое сообщество искать это «благо».
В контексте нашей темы позвольте процитировать только некоторые мысли папы из 2 и 6 разделов.
Первое, что можно предложить нашей планете в качестве «общего блага» – это своего рода реабилитация планеты, уважение к ритмам, заложенным при создании мира. Вот как папа Франциск комментирует это во 2 разделе «Евангелие Творения»: «Библейская традиция ясно утверждает, что эта реабилитация предполагает новое открытие и уважение ритмов, вписанных в природу рукой Творца. Например, это очевидно в законе о шаббате. В седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Бог повелел Израилю праздновать каждый седьмой день как день отдыха, шаббат (см. Быт.2:2–3; Исх.16:23; 20:10). С другой стороны, для Израиля и его земли было установлено раз в семь лет отмечать субботний год (см. Лев.25:1–4), когда земле предоставлялся полный отдых: люди не сеяли, а собирали только необходимое для выживания и гостеприимства (см. Лев.25:4–6). Наконец, по истечении семижды семи лет, то есть через сорок девять лет, отмечался юбилей – год всеобщего прощения и «год свободы на земле всем жителям ее» (Лев. 25:10)».[11]
Создается впечатление, что это цитата из литературы адвентистов седьмого дня. Ведь их основным аргументом в пользу универсальности субботнего покоя является история Творения, буквальное понимание первых 11 глав книги Бытие. Доводы, что Суббота – только для евреев – выглядят нелепо на фоне такой теологической поддержки с амвона собора Св. Петра. Но самое интересное – в 6 разделе, где описаны конкретные предложения как изменить ситуацию, как вернуться к «ритмам», заложенным при Творении. Тут возобладал «классический» подход к теме Субботы: «В воскресенье участие в Евхаристии имеет особое значение. Этот день, как и иудейская Суббота, предлагается как день исцеления отношений человека с Богом, с самим собой, с другими людьми и с миром. Воскресенье – это день Воскресения, «первый день» нового творения, первые плоды которого – воскресшее человечество Господа, являющееся гарантией окончательного преображения всей сотворенной действительности. Кроме того, этот день возвещает «вечный покой человека в Боге». Таким образом, христианская духовность объединяет значение отдыха и праздника… Закон еженедельного отдыха обязывал воздерживаться от работы в седьмой день, «чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:12). Этот отдых оказывается расширением кругозора, которое позволяет вновь признать права других. Так день отдыха, центром которого является Евхаристия, распространяет свой свет на всю неделю и поощряет нас к заботе о природе и о бедных».[12]
В принципе ничего удивительного, похожую перемену субботы на воскресенье можно встретить и в других документах. Но настораживает общий контекст, в котором сделан этот ход, так как вопрос святости воскресенья переходит из теологической сферы в сферу социальную, политическую, становится вопросом «общего блага» в рамках очень позитивной и объединяющей темы – спасения нашей планеты.
Я уверен, что все еще есть люди, рассматривающие будущие гонения верных Библии христиан в романтическом свете: «Весь мир будет не прав, а мы, с Библиями руках, будем указывать другим на их теологические просчеты…» Судя по удачно выбранному Ватиканом обрамлению, будущие события будут иметь чуть другую окраску, где небольшая группа отставших, недалеких сектантов будет в противовес здравому смыслу, общему благу, планетарной солидарности и заботе друг о друге отстаивать свои воззрения, как бы получившиеся в результате слишком придирчивого, буквального прочтения древних библейских текстов.
Кроме этого, никто не будет выставлять это борьбой с Декалогом. Наоборот, понтифик в заключении к энциклике так красиво пишет: «Да, мы совершаем путешествие к субботе вечности, к новому Иерусалиму, к небесному общему дому»[13]. Такие «поклоны» в сторону Субботы призваны ослабить аргументацию тех, кто обвиняет Ватикан в нарушении Божьего Закона.
О связи озабоченности состоянием окружающей среды и декрета о воскресном дне ясно пишется в книге «Великая Борьба», открывающей суть многих потрясающих событий, которые ждут планету в будущем: «Чтобы собрать жатву погибающих душ, сатана действует также и через природные стихии. Он изучил тайны природы и прилагает все силы, чтобы овладеть ее стихиями… Представляясь людям как великий врач, который желает и может исцелить все их недуги, он принесет болезни и бедствия, и многолюдные города превратятся в опустевшие груды развалин. Он и теперь уже занят этой работой. Несчастные случаи, бедствия на воде и на суше, страшные опустошительные пожары, свирепые ураганы, ужасные бури с градом и шквальным ветром, наводнения, циклоны, землетрясения и гигантские волны «цунами» – в разных местах и формах он проявляет свою силу. Он уничтожает урожай, голод и бедствия следуют за ним. Он заражает воздух смертоносной заразой, и тысячи погибают от эпидемий. Подобные губительные бедствия будут становиться все более частыми и разрушительными. Смерть настигнет и животных, и людей…».[14]
«Затем великий обманщик постарается убедить людей в том, что именно те, кто служат Богу, стали причиной этих бедствий… Будет объявлено, что люди, пренебрегающие воскресным днем, оскорбляют Бога; что этот грех и вызвал бедствия, которые не прекратятся до тех пор, пока повсеместно не установят празднование воскресенья; и что соблюдающие четвертую заповедь тем самым уничтожают в людях почтительное отношение к воскресному дню, смущая народ и лишая его Божьих благословений (курсив автора)…».[15]
«Чтущих Закон Божий будут обвинять в том, что они навели суды Божьи на мир, на них будут смотреть как на виновников ужасных стихийных бедствий, вражды, кровопролития, которые наполнят всю землю страданием»[16].
Эта книга не только показывает события будущего, но и указывает на контекст, в котором все это будет происходить. Нам нужно понять, что защищая святость Субботы, библейские христиане будут выглядеть защитниками истины только в своих глазах. В глазах всего остального мира это будет группа людей, которая вызывает презрение, раздражение своим буквоедством, это будут те, из-за которых погибнут десятки тысяч мирных жителей нашей планеты, те, кто лишают мир благословений Божьих. Они будут вызывающими отвращение общества «недоразумением», протестующим против общего блага. Такая эмоциональная сторона последней битвы может стать неожиданностью для тех, кто усиленно готовятся к теологической дискуссии.
Mostrar copias compartidas
355
No hay comentarios.:
Publicar un comentario